При активном развитии городов особое внимание следует уделять природной составляющей в пространстве городской среды. Именно эта часть ландшафта больше всего нуждается в сохранении, а часто и в воссоздании, при планировании развития территорий. Современные технологии ландшафтного проектирования и строительства успешно применяются для переустройства городских территорий, приходящих в упадок, и позволяют формировать пространственную структуру, благоприятную для экологии и для человека. Именно на этом основан ландшафтный урбанизм – совершенно новое направление по развитию городов и их функционированию.
В первую очередь, ландшафтный урбанизм призван создавать территории, безопасные с экологической точки зрения и, в то же время, удобные, комфортные для людей. В рамках ландшафтного урбанизма формируются новейшие подходы к проектированию городских территорий, базирующиеся на принципах экологической устойчивости и бережном отношении к существующему ландшафту.
Определенно, ландшафты современных городов являют собой довольно сложные структуры. Особенно, если сравнивать их с менее функциональными территориями. Например, с местами для отдыха. Хотя и на таких участках есть свои структурные сложности, но они уже являются ландшафтным участком. Тем не менее, именно в городах пространство и функциональность объединяются гораздо более сложными связями. Современный, развитый город сейчас – это место, где комфортная городская среда формируется путём применения современных наработок в области ландшафтного дизайна и проектирования. Кроме того, создание социально-ориентированной, удобной городской среды с упором на экологию, достигается и за счёт новых технологий ландшафтного строительства. Поскольку такие решения – это всегда авторский подход, готовые объекты получаются уникальными, хорошо вписываются в общую структуру и ориентированы на местную идентичность.
Процесс проектирования обычно начинается с создания скоординированной транспортной системы с обязательным озеленением участков. Затем в разработку принимаются городские парки, площади, аллеи, скверы, набережные, пешеходные участки. Следом наступает очередь внутренних пространств жилых комплексов и других архитектурных объектов. Всё это, объединенное принципом «зелёной архитектуры», в итоге становится единой ландшафтно-градостроительной системой города. Такая система, грамотно продуманная и качественно интегрированная в городском пространстве, позволяет улучшить и стабилизировать экологическую обстановку, а также обеспечить комфорт и безопасность для всех жителей.
В современных реалиях, когда урбанизация ведется весьма активно, ландшафтный урбанизм является самым эффективным решением для планирования и развития городов. Он объединяет в себе комплекс теоретических и практических шагов по трансформации городов на пути к новой форме урбанизма, и основан на научно-практическом подходе.
Любой разговор о ландшафтном урбанизме будет беспредметным, если не рассматривать реальные примеры уже реализованных проектов, определивших вектор развития урбанизма в XXI веке.
По мнению американских учёных, основоположником ландшафтного урбанизма является Фредерик Олмстед. Совместно с английским архитектором Кальвертом Во он создал Центральный парк в Нью-Йорке. Этот парк является первым городским местом для отдыха и досуга, спроектированным по принципам ландшафтного градостроения. Во время работы над проектом парка, Фредерик Олмстед и Кальверт Во в основу своих идей по ландшафтной композиции объекта определили существующий природный ландшафт парка. Они постановили сохранить уникальность рельефа, сформировавшегося около 18 тысяч лет назад в ледниковом ложе. Достижение этих планов планировалось осуществить, создавая новые пейзажные композиции в структуре рельефа, взяв за основу удобную, разветвленную транспортную систему для посетителей парка. Во главе подобного проекта стоит идея об активном и обязательном включении природных объектов в городскую структуру, сохраняя и воссоздавая естественный вид пространства, в котором, как минимум, присутствует эстетика. Из современных объектов ландшафтного урбанизма в пример можно привести променад High Line в Нью-Йорке, Олимпийский парк в Сиднее, парк Fresh Kills, разбитый на месте нью-йоркской мусорной свалки, парк Father Collins в Дублине. И это только малая часть возможных примеров, представляющих образцы современной ландшафтно-градостроительной практики. Познакомившись с ними, можно убедиться, что все они не просто гармонично включены в пространственно-планировочную структуру города, также они влияют и на развитие прилегающих территорий.
Ещё одно имя, прочно связанное с ландшафтным урбанизмом – Джеймс Корнер. Это успешный практикующий архитектор и теоретик, а также основатель и владелец известной ландшафтной компании «James Corner Field Operations». Джеймс Корнер первым предложил и обосновал основные положения по теории ландшафтного урбанизма. С развитием проектного дизайна стали возникать так называемые «гибридные» проекты, их нельзя было вписать в рамки традиционных представлений о ландшафте и урбанизме. Результатом работ над подобными проектами стало формирование теоретических представлений о ландшафтном урбанизме. Среди проектов, предопределивших ландшафтный урбанизм на разных иерархических уровнях планирования, можно назвать парк Ла Виллет в Париже, Museumpark в Роттердаме, квартал Yerba Buena в Сан-Франциско и много других объектов. Особенно хочется выделить в качестве примера абсолютно уникальную многоступенчатую стратегию экологической направленности по развитию Сингапура – этот проект с успехом реализуется уже с 70-х годов ХХ века.
Ландшафтный урбанизм стал моделью развития градостроительства в XXI веке. По словам американского архитектора и урбаниста Андре Дуэйни, эта совершенно иная модель бросила вызов даже теории «нового урбанизма». Тем не менее, именно система «нового урбанизма» оказала свое влияние на формирование идей ландшафтного урбанизма.
Говоря о специфичности городов в разных частях света, следует обозначить, что американские города отличаются очень урбанизированным центром при абсолютном отсутствии пешеходных зон. Транспортная инфраструктура приспособлена для передвижения главным образом на автотранспорте. И все это окружено большими участками субурбий (отдельный дом для каждой семьи). При подобной структуре просто необходимы решения, способствующие созданию безопасной, комфортной, социально ориентированной среды. В рамках «нового урбанизма» возможно эффективно решить проблемы трансформации и функционирования субурбий и малых городов. Но когда речь заходит о больших городах и мегаполисах, данной теории уже недостаточно.
В европейских городах вырисовывается совершенно иная картина. Исторически сложившаяся структура планирования пространства с плотной застройкой, чётко обозначенный исторический центр, высокая идентичность и довольно художественное своеобразие – все это формировалось много столетий. На примере Дублина можно показать развитие города с применением принципов и нового урбанизма, и ландшафтного урбанизма. В этом городе сейчас ведется последовательная политика градостроения, вследствие которой улучшаются условия жизни для всех категорий его жителей. Большое внимание уделяется созданию «зелёной инфраструктуры», основанной на сохранении и развитии целых систем открытых озеленённых пространств, с последующим расширением их функционального насыщения. Все вместе способствует созданию комфортной и экологически устойчивой среды города.
Говоря о России, важно упомянуть, что применяя идеи ландшафтного урбанизма для развития и преобразования российских городов, особое внимание придется обращать на природные и планировочные особенности – у большинства городов они исключительны. Россия активно участвует в общемировых процессах, это закономерно способствует расширению внешних связей. По общей степени комфорта и благоустроенности судят не только о приоритетах в развитии конкретного города и экономическом развитии страны в целом, но также и о национальной политике в области охраны окружающей среды, охраны исторического наследия, о здоровье нации.
В качестве примера ландшафтного урбанизма в России можно указать Крымскую набережную в Москве. Это удачный пример преобразования пространства в общественно-рекреационную территорию. Она создавалась на основе реновации постиндустриального пространства. Пока сложно сказать, станет ли этот объект знаком активного развития прибрежных территорий города. Но все же появление подобной территории современного формата окажет свое влияние на создание нового образа города.